Схема расположения Никольской часовни
Из письменных источников известно, что уже в середине XVII века в Самаровском яме, основанном в конце 1630-х годов, существовала деревянная церковь во имя св. Николая Чудотворца, для которой по прошению жителей в 1651 году Сибирским приказом в Москве была приобретена печатная книга «Полууставье» (по Лопарев, 1896, с. 10). и Н.Г. Спафарий, посетивший Самаровский ям в мае 1675 года также упоминает Никольскую церковь (Спафарий, 1882, с. 39-40). На рисунке Самаровского яма, сделанном Т. Кенигсфельдом в 1740-м году, изображены 3 шатровых завершения со шпилями, характерных для церковных зданий (по Лопарев, 1896, с. 24). Однако, является ли данный рисунок фиксацией реально существовавших в то время церковных строений в Самаровском яме или он ближе к художественному вымыслу, пока сказать затруднительно.
Во второй половине XVIII века исследователи Сибири, побывавшие в Самаровском яме, говорят уже о другой церкви, состоящей из двух частей: нижняя – Церковь Покрова и верхняя – Церковь Знамения Пресвятой Богородицы (по Лопарев, 1896, с. 30). Вероятнее всего, что в это время Церковь во имя св. Николая Чудотворца уже не существовала, поскольку П.С. Паллас, посетивший в 1772 году Самаровский ям, упоминает только одну церковь (там же).
Самое раннее письменное упоминание Никольской часовни, уроженец и исследователь истории с. Самарово Х.М. Лопарев относит к 1728 году, отмечая неизвестность ее точного месторасположения ( по Лопарев, 2007, 2008). Построена Никольская часовня на месте бывшей Никольской церкви или они существовали какое-то время одновременно, пока не известно, но последующие исторические и археологические исследования, вероятно смогут дать ответ на этот вопрос.
Х.М. Лопарев также упоминает сведения о расположении вблизи Никольской часовни могильника, которые он относит к 1838 или 1839 годам (Лопарев, 1896, с. 56). В настоящее время признаков погребений на территории Никольской часовни нет, однако, в ходе проведенных в 2022 году разведывательных археологических работ, зафиксировано погребение, которое подтверждает расположение вблизи Никольской часовни могильника.
К 1880-м годам относится рисунок села Самарово авторства П.М. Кошарова, изображающий небольшую деревянную часовню с маковкой и двускатной кровлей, стоящую на возвышенном месте в западной части села (по сайту БУ ХМАО - ЮГРА «Этнографический музей под открытым небом ТОРУМ МАА»).
Х.М. Лопарев в своей книге, посвященной истории с. Самарово, ссылается на путешественника, посетившего село Самарово в 1876 году, упоминающего две часовни, одна из которых расположена на возвышенном месте и внешним видом похожая на китайскую пагоду (по Лопареву, 1896, с. 67). Весьма вероятно, что путешественник упоминал именно Никольскую часовню, поскольку на одной из фотографий, датируемой к. XIX века, у Никольской часовни имелась обходная галерея, кровля которой придавала облику Часовни сходство с китайской пагодой.
Вероятнее всего, на рисунке П.М. Кошарова запечатлена часовня до ее перестройки в к. XIX века по типовому архитектурному проекту, чертежи которого сохранились в Тобольском государственном архиве. Однако, и сам этот типовой проект не был реализован в полной мере, поскольку какое-то время у часовни существовала обходная галерея, которая, вероятно, в скором времени была утрачена.
В советское время, скорее всего, в 1920-е годы часовня еще раз претерпела изменения во время ее перестройки в двухэтажный жилой дом.
Сохранившаяся в настоящее время Никольская часовня является символом христианских традиций, проявившихся в ранний период существования Самаровского яма, и безусловно отражает традицию почитания Святого Николая, которому была посвящена Никольская церковь (Приступа, 2014), считающаяся первой церковью нового поселения, основанного вблизи устья Иртыша под Самаровскими горами в 1630-е годы.
В 2011 году здание Никольской часовни признано объектом культурного наследия, а в 2021 передано в пользование БУ «Музей природы и Человека», которое инициировало разработку проекта по сохранению данного памятника истории и культуры и приспособление его для современного использования.
Автор: Сергей Макаров, специалист по обеспечению сохранности объектов культурного наследия БУ «Музей Природы и Человека»