а а а
А А А
Версия для слабовидящих

Новости

20 января 2021

«Самая красивая страна»

Дорогие друзья, приглашаем вас принять участие в VII фотоконкурсе «Самая красивая страна». Организатор – Русское географическое общество. Приём работ ведётся до 5 апреля 2021 года на сайте photo.rgo.ru.
Фотоработы принимаются в десяти номинациях, а также организаторами учреждены четыре специальных приза. Главное новшество этого года — впервые на конкурс можно присылать не только фотографии, но и видео — короткие (до трёх минут) ролики о том, как снимался тот или иной кадр. Ещё одно нововведение конкурса — с этого года в каждой номинации будет определяться не только победитель, но и обладатели 2-го и 3-го мест. Отметим, что третий год подряд в рамках конкурса проводится отдельное соревнование для юных фотографов до 16 лет — «Самая красивая страна глазами детей» (https://photo-children.rgo.ru/). 
Как отмечают организаторы, участником проекта может стать любой человек независимо от места жительства, гражданства и возраста. Единственное условие — фотографии должны быть сделаны на территории России. Подробнее о VII фотоконкурсе  «Самая красивая страна»: https://www.rgo.ru/ru/article/startuet-vii-fotokonkurs-rgo-samaya-krasivaya-strana
 
Фото: «Красный дракон», автор Елена Брынько, участник фотоконкурса РГО «Самая красивая страна» (2020 г.)
 
#ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #югра #юграсегодня #афишахм #хантымансийск #культурарф #департаменткультурыюгры #умныймузей #Этнографика #цпрмю #cprmu #конкурсРГО #самаякрасиваястрана
 
18 января 2021

#Письмасфронта

Музей Природы и Человека принимает участие в конкурсной программе российского фестиваля кино и интернет-контента «Герои Большой Страны»
В номинации «Лучшая ТВ-программа или интернет-проект» будет представлен проект #Письмасфронта. 
Напомним, в прошлом году Музей Природы и Человека совместно с Творческим объединением «Наша студия «Живой театр.hm» (https://vk.com/live_theatre_hm) создал онлайн-проект, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Видеозаписи, а также подробную информацию о проекте вы можете найти в соцсетях музея под хештэгом #ПисьмаСфронта.
Совместный музейно-театральный проект #Письмасфронта – удачный пример удаленной работы с местным сообществом. Он реализуется в рамках антикризисной программы Музея Природы и Человека в условиях карантинных мер, которая исключает офлайн-встречи и мероприятия. 
Благодаря совместным усилиям участников проекта и электронному ресурсу Музея Природы и Человека «Великий подвиг народа» http://vp.ugramuseum.ru  удалось перевести проект #Письмасфронта на онлайн-рельсы и реализовывать его полностью в удалённом формате.
В соцсетях учреждения в период с 13 мая по 9 июня 2020 было опубликовано 8 видеовыпусков проекта.
22 июня, в День памяти и скорби, зрителю была представлена запись вебинара. В нём приняли участие сотрудники Музея Природы и Человека, актёры Творческим объединением «Наша студия «Живой театр.hm» и приглашенные гости – театралы, краеведы. В настоящее время работа продолжается: монтируется учебный фильм, который будет представлен школьникам и студентам.  
 
#ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #умныймузей #департаменткультурыюгры #музеиюгры #югра #Победа75 #Великийподвигнарода #Живойтеатрhm #умныймузей #этнографика #ФондПотанина #Письмасфронта
14 января 2021

Держим марку! Новогоднюю...

Их гасят - они "летают". От человека к человеку. Из города - в город. Несут с собой добрые пожелания и праздничное настроение. Марки - атрибут и гарант почтовой доставки. Об истории этих "копеечных" чудес - новогодних марок в СССР - расскажем подробнее...

Традиция поздравлять по почте с новогодними торжествами родных и знакомых зародилась в мире в XIX в. Для этого стали выпускать специальные марки, оформленные по-праздничному.

В СССР до начала 1960-х гг. новогодних марок не было. История началась лишь в декабре 1962 г. Марка с «Новым годом!» была выпущена в зубцовом и беззубцовом исполнении. На ней был указан наступающий 1963 г. Указание грядущей даты и стало отличительной чертой советских новогодних марок. Рисунок почтового знака был оформлен в плакатном стиле художником А. Шмидштейном.
Впоследствии новогодние марки выпускались в СССР ежегодно вплоть до распада страны. Одним из главных традиционных элементов на них была Спасская башня Московского Кремля.
В декабре 1963 г. была выпущена серия новогодних марок из 3-х штук с номиналом 4 и 6 копеек. На двух из них изображались рисунки (Кремлёвская звезда с цифрой «1964» на фоне заснеженной ели) художника С. Поманского, отпечатанные методом глубокой печати с рельефным тиснением.
Марки 1960-1970-х гг. уже отличались многообразием. Марка, посвящённая 50-летию со дня Октябрьской революции (1967 г.), как бы приоткрывает завесу светлого будущего Страны Советов. На ней изображены передовые достижения науки и техники СССР: авиа и авто транспорт, спутник в космосе. Центральную композицию марки занимает Останкинская телебашня, построенная в 1967 г.
Особенность марок 1980-х начала 1990-х гг. - наличие художественного оформления на полях, число марок не превышает 16 штук. На марках 1980-х гг. изображаются Кремлёвские куранты, достижения в науке и народном хозяйстве. Последняя марка СССР была выпущена в 1992 г. Она стоила 7 копеек.

Сергей Овсянкин, старший научный сотрудник отдела истории и этнографии.

#музейприродыичеловека #ugramuseum #история #почтовыемарки
13 января 2021

Поздравляем с победой!

Сегодня, в День российской печати, нам стало известно, что журналист Телеканала «Югра» Наталья Акст, с которой мы постоянно и плодотворно сотрудничаем, стала победителем окружного конкурса «Журналист года Югры – 2020»!

Её репортаж «Сквозь горы и туман - женская четвёрка из Югры прошла по следам венгерского этнографа», посвящённый Музею Природы и Человека, завоевал награду в номинации «Многовековая Югра». Посмотреть можно по ссылке: https://youtu.be/DKBdzQwNDW4.

Телесюжет вышел в эфир в начале сентября 2020 года и рассказывал о научно-просветительской экспедиции музея, приуроченной к 200-летию со дня рождения венгерского исследователя Антала Регули. В XIX веке учёный совершил большое путешествие по Российской империи. Изучал историю и культуру коренных малочисленных народов Севера.

Всего на конкурс поступило 976 работ от 312 журналистов региональных и муниципальных СМИ.

Мы поздравляем Наталью Акст с заслуженной победой и желаем дальнейших творческих успехов! А всех представителей СМИ – с профессиональным праздником!

12 января 2021

Эти красавцы – усачи!

Будь сей опус написан в девятнадцатом веке, речь, бесспорно, шла бы о гусарах или кавалергардах. Но в наше время и в наших климатических условиях эти усачи не водятся, а водятся куда менее заметные и шумные, зато гораздо более усатые, жуки – Усачи.

Это обширное семейство жуков в России насчитывает около 600 видов. В нашем регионе можно прогнозировать разнообразие в пределах 100 видов. Точная цифра на данный момент не может быть указана, нужно дальнейшее их изучение. Усачи (Cerambycidae) – жуки средних и крупных размеров (до 4,5 см, а в тропиках – до 18 см!). Благодаря размерам, длинным усам и яркой окраске, характерной для многих усачей, они являются популярным предметом коллекционирования и, конечно, отличным объектом для фотографирования!

Интересна биология этих жуков. Жизнь личинки большинства наших усачей связана с древесиной, в которой они прогрызают ходы: сначала под корой, а затем – в наружном слое древесины. Затем подготавливается специальная куколочная «колыбелька», в которой личинка превращается в куколку, а уже из неё выходит взрослое насекомое. Питание таким сложным кормом, как древесина, требует определенных адаптаций. Например, у многих видов усваивать клетчатку помогают специальные грибки, находящиеся в стенках кишечника. Жизнь личинки редко попадает на глаза. А вот взрослых жуков можно наблюдать кормящимися на цветах или обнаружить в местах скопления древесины, где они подыскивают место для жительства будущего потомства.

В фондах музея и фотоколлекциях отдела природы усачи представлены довольно широко, поэтому рассказ об этих интересных жуках будет ещё продолжен.

Андрей Бородин, старший научный сотрудник отдела природы

#музейприродыичеловека #природаюгры #природароссии #жуки #усачи

01 января 2021

Музей Природы и Человека поздравляет вас с Новым 2021 годом!

Пусть наступивший год станет ярким, запоминающимся и радостным! А праздничные открытки из наших фондов поднимут настроение и окунут в детство. 
 
С Новым годом!
 
#музейприродыичеловека #новыйгод
30 декабря 2020

Ель. Соломенные байки

Ель моя, Ель, словно Спас-на-крови, 
твой силуэт отдаленный, 
будто бы след удивленной любви,
 вспыхнувшей, неутоленной.
 
 Прощание с новогодней елью 
 Б.Ш. Окуджава, 1966
Ель, как и все её родственники, дожила до наших времён, почти не изменившись за 300 млн. лет существования хвойных. В этом явлении прекрасно то, что, глядя на хвойные леса, мы уносимся на машине времени в невероятную древность. Их свойство – расти всю жизнь, а возраст измеряется веками. Хвойные леса в северных широтах – подарок природы. Они вечнозелёные! Это естественное свойство растений в тропиках, где круглый год нет отрицательных температур. А здесь в стужу радует глаз летний цвет –  зелёная тайга, припорошенная снегом.  
Как ёлку отличить от других хвойных деревьев в лесу, нас учат с детства: осторожно потрогать веточку, если она колючая – то это ель, а если иголки мягкие – это совсем другое дерево, пихта. Да, эти два дерева на первый взгляд похожи, но, если внимательно приглядеться – и кора другая, и шишки отличаются, и иголки разные. 
Найти в лесу красивую ель не так просто, но в новогоднюю ночь любая ель прекрасна, украшенная сверкающими, блестящими игрушками, сияющая огнями свечей, фонариков!  Ель из обрядового дерева язычников стала символом христианского праздника, а затем и вошла в традицию встречи нового года, уже как светского события. Удивительные стихи написал Булат Шалвович Окуджава – «Прощание с новогодней елью». В них ощущается драматическое переживание суеты человеческого бытия, не замечающей, предающей вечность: «Нет бы собраться им – время унять…». 
За спасение ели и хвойных лесов в целом борются многие – службы охраны природы, экологи, любители природы, а совсем недавно в эти ряды встали генетики. Они с помощью генной инженерии изменяют хвойные деревья и делают устойчивыми к грядущему апокалипсису потепления.
Тёмен, дремуч хвойный лес, а ельник особенно угрюм. Тесно сплетая колючие ветви, не дают деревья пробиться лучам солнца к земле и там – на «дне» ельника, кажется, что практически нет жизни, как в Марианской впадине на глубине океана! Даже если есть, то она совсем не радостна, бесцветна, мрачна. Научное название такого ельника звучит безнадежно – «мёртвопокровный»! Бесцветная жизнь здесь совсем не выдумка, так как фотосинтез затруднен и растения приобретают свойства грибных организмов. Примерами служат Ладьян трёхнадрезанный Corallorhiza trifida, Подъельник  Hypopitys monotropa, можно с ними познакомиться и в музейной коллекции.
В дремучем лесу оживают волшебные сказки, особенно в новогоднюю ночь. И вместе с ёлкой они приходят к нам в дом! А можно и самим отправиться в поход в морозный зимний лес и отметить праздник в окружении пушистых зелёных красавиц.
 
Надежда Корикова, старший научный сотрудник отдела природы
Фото автора. 
 
#музейприродыичеловека #соломенныебайки #природа #природаЮгры #ель  
29 декабря 2020

ПАМЯТКА о порядке действий при обнаружении признаков дистанционного мошенничества и склонении к коррупционному поведению

Злоумышленники постоянно изменяют формы и методы совершения дистанционных мошенничеств.

В том числе ими практикуются телефонные обращения к руководителям государственных/муниципальных, бюджетных учреждений и организаций с информацией о предстоящих проверках надзорных органов, органов исполнительной власти или вышестоящих организаций и предложением повлиять на их                              результаты с помощью «вознаграждения» или подарков проверяющим.

При обращении мошенники чаще всего представляются должностными лицами исполнительных органов государственной власти автономного округа.

В телефонном разговоре мошенники:

ссылаются на некие имеющиеся предварительные договоренности с руководством, наличие поручений должностных лиц органов власти, называя анкетные данные реальных лиц;

демонстрируют осведомленность в вопросах организации антитеррористической защищенности объектов, обеспечения противопожарной безопасности, специфики деятельности конкретного учреждения, организации;

ограничивают сроки выполнения поставленной «задачи», исполнения «поручения», подчеркивая, что для реализации необходимо принятие оперативных мер, выходящих за рамки действующих служебных регламентов;

заверяют, что в последующем понесенные при выполнении «поручения» издержки и затраты будут компенсированы;

подключают к разговору других лиц, участвующих в мошенничестве и выдающих себя за сотрудников правоохранительных, надзорных органов, коллег, руководителей и т.д.

В связи с изложенным, предлагается при обнаружении признаков телефонного мошенничества:

1. Письменно зафиксировать фамилию, имя, отчество, должность звонившего, содержание телефонного разговора;

2. Уточнить у звонившего номер(а) телефона(ов) обратной связи;

3. Осуществить аудиозапись телефонного разговора (при наличии технической возможности) и обеспечить ее сохранение;

4. Завершить телефонный разговор;

5. По официальным каналам связи получить от должностных лиц органов власти, называемых в разговоре, подтверждение либо опровержение поступившей информации;

6. Доложить непосредственному руководителю о факте поступления телефонного звонка и его содержание;

7. При выдвижении со стороны звонившего преступных требований по переводу денежных средств, приобретения подарков, организации досуга и т.д., направить сообщение в территориальный орган МВД России.

Внимание! Содействие мошенническим действиям неустановленных лиц, а также несообщение в установленном порядке руководителю и в правоохранительные органы о совершении мошенничества либо покушении на его совершение, является основанием для расторжения трудового контракта.

Государственные и муниципальные служащие, работники учреждений (организаций) обязаны уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст.9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», пункт 3 Типового положения информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядке рассмотрения таких сообщений, утвержденного распоряжением Правительства автономного округа от 14.08.2014 № 449-рп).

Невыполнение данной обязанности является правонарушением, влекущим увольнение либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

27 декабря 2020

Как распознать маразмиус?!

В рубрике #Снимаем_шляпку  поговорим о грибах Негниючниках.  А «маразмиус» – это  латинское название их рода (Marasmius), что означает «увядший», от др.-греч. marasmos «увядание».
Род обширен и насчитывает более 500 видов мелких грибов, большинство из которых не отличить друг от друга.  Но некоторые известные виды можно легко начать распознавать. Белые споры, широкие свободные пластинки, малый размер плодовых тел, кучность появления – всё это необходимые признаки рода Marasmius. 
Особенность их в том, что они обладают редким даром – усыхая до полной непрезентабельности в засушливые дни, после первого же дождя снова приобретают первоначальный вид и продолжают расти и давать споры. Впрочем, для полевого определения этот признак не очень-то пригоден: сотни видов, большая часть – с крошечными плодовыми телами, где тут уследить, кто усох, а кто ожил! 
Самые известные из рода: Marasmius alliaceus — Чесночник большой, Marasmius androsaceus — Негниючник тычинковый, Marasmius bulliardii — Опёнок сырный, Marasmius rotula typus — Негниючник колёсовидный, Marasmius scorodonius — Чесночник обыкновенный, Marasmius oreades — Луговой опёнок, Marasmius siccus – Негниючник сухой. 
Негнючники, из-за непривлекательной внешности и размеров, собирают очень редко. Но, например, Луговой опёнок считается относительно крупным и съедобным видом, он растет на лугах, пастбищах, в огородах и на лесных полянах, плодоносит обильно, часто образуя «ведьмины круги», которые характерны для многих видов маразмиусов. Среди них попадаются и очень пахучие экземпляры, такие как чесночники – их знающие грибники используют в качестве приправы. В основном же маразмиусы – это сапротрофы, они тихо трудятся на лесной подстилке и остатках древесины, возвращая земле то, что некогда из неё вышло.
 
В фондах Музея Природы и Человека хранятся несколько плодовых тел Негниючника сухого, собранного в 2010 году Т. Бульонковой, когда в Югре проходило XI рабочее совещание комиссии по изучению микромицетов Российского Ботанического Общества.
 
Е.Тавшанжи, ст.научный сотрудник отдела природы
 
#ugramuseum #музейприродыичеловека #природаюгры #природа #грибы #микология #маразмиус #негниючники
26 декабря 2020

Лица Югры: первый журналист-ханты Григорий Лазарев

Друзья, сегодня в рубрике «Лица Югры» мы хотим вспомнить о ветеране Великой Отечественной войны, первом журналисте из народа ханты Григории Лазареве.
Уроженец с. Большой Атлым Григорий Дмитриевич (1917–1979) родился в семье рыбака и охотника. В 1933 г. поступил в педагогическое училище г. Ханты-Мансийска. После получения образования работал заведующим начальной школой, а в предвоенные годы занимал должность редактора газетной страницы «Остяко-Вогульская правда». 
 
В 1941 г. Григория Лазарева призвали в Красную Армию. Югорчанин защищал Киев, Коростень, Харьков, Сумы, Донбасс и Воронеж. Награждён орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды. 
После демобилизации в 1947 г. обучался в Высшей партийной школе г. Свердловска. В 1952-1954 гг. работал секретарём Сургутского райкома КПСС. Затем редактором газеты «Стахановец» Ларьякского (Нижневартовского) района. В 1957 г. Григорий Дмитриевич организовал газету «Ленин пант хуват» («По ленинскому пути») и стал первым её редактором. 
Писательской деятельностью Григорий Дмитриевич начал заниматься со студенческой скамьи. Публиковал в альманахе «Советский Север» литературно обработанные песни и легенды народа ханты. В 1937 г. его стихи печатали в окружной газете «Остяко-Вогульская правда», в 1940 г. – в сборнике «Хантыйская и мансийская поэзия».
Григорий Дмитриевич писал на русском и хантыйском языках. Печатался в сборниках «На рубеже», «Советская Арктика». За книгу рассказов «На обской земле», опубликованную в 1960 г., Григория Дмитриевича стали называть родоначальником хантыйской художественной прозы. В 1963 г. вышел в свет сборник на русском языке «Рассказы и сказки старого Ики», а в 1966 г. вышла детская книга «Золотой конь». 
В 1973 г. Г.Д. Лазарев вышел на пенсию, переехал жить в г. Конотоп (ныне Украина), затем в г. Омск, где умер 20 октября 1979 г.
 
#ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #югра #хантымансийск #департаменткультурыюгры #музеиюгры #югра #россия #культураюгры #культура #ИсторияРФ #лицаЮгры #Югре90 #ГригорийЛазарев
 
Фотографии
1. Григорий Дмитриевич Лазарев, 1960 г. ХМ-164.
2. Совещание редакторов округа, 1949 г. Первым слева стоит Г.Д. Лазарев. ХМ-813/13
3. Книга «Сорнинг тов» («Золотой конь»), 1966 г. ХМ-2799
4. Книга «Ас мувны (На обской земле)», 1960 г. ХМ-2798
26 декабря 2020

Как мы нашли огромный бивень мамонта этим летом!

Последний раз мы были на местонахождении Семейка, названному так по одноименной деревне, что располагалась на противоположном берегу Иртыша, в 2009 году. Тогда мы обнаружили здесь бивень и большую челюсть трогонтериевого слона, возраст которых насчитывал около 500 тысяч лет. 
Вот и в этот раз, обследуя огромный Семейкинский яр, протянувшийся на несколько километров, мы надеялись найти что-нибудь интересное. Пройдя вдоль кромки берега реки значительное расстояние, нашему небольшому отряду, состоящему из трех человек, так ничего и не попалось. Как вдруг, Василий Иванович продираясь сквозь кусты тальника, выросшие на одном из многочисленных оползней, наткнулся на торчащий из земли конец бивня! И пока мы с Димой его радостно раскапывали, гадая, каких размеров он достигает, наш неутомимый Василий Иванович нашел невдалеке ещё один бивень, торчащий из земли как гриб. Мы тут же представили себе, как целый скелет мамонта покоится в земле и сколько тонн породы нам придется перекидать, если на поверхности мы видим только маленький кончик бивня. Такая перспектива не только радовала, но и несколько пугала нас. Но все оказалось несколько проще, поскольку два разрозненных бивня были просто двумя половинами единого целого. При этом, большая его часть была так тяжела, что даже вдвоём мы перемещали её с трудом. Какому из видов мамонтов, шерстистому или трогонтериевому, он принадлежал,-  сказать невозможно, но кости и тех, и других встречаются на этом местонахождении.  
Когда мы доставили свои находки в Ханты-Мансийск и перетаскивали их с пристани к машине, люди с интересом рассматривали бивень, а один из прохожих настойчиво предлагал нам озвучить цену этого сокровища, намереваясь тут же и совершить сделку. Но мы конечно отвергли его предложение, заявив, что это музейный экспонат и народное достояние не продаётся!   
 
#музейприродыичеловека #ugramuseum #мпич #югра #департаменткультурыюгры #музеиюгры #югра #палеонтология #древняяюгра  #экспедиция #бивеньмамонта #полевойдневник #музейнаяодиссея2020
 
Фото 1. Наша находка.
Фото 2. На Семейкинском яру бивни «растут» как грибы.
Фото 3. Василий Иванович Горелик раскапывает бивень.
Фото 4. Раскопки фрагмента скелета трогонтериевого слона в 2009 г.
Фото 5. Переносим фрагмент бивня, 2009 г.
24 декабря 2020

Взятие крепости Измаил

Сегодня, 24 декабря, День воинской славы России 
 
В этот день в 1790 году русские войска под командованием Александра Васильевича Суворова взяли турецкую крепость Измаил.
23 декабря 2020

Платок в русской культуре и традициях

Друзья, мы продолжаем знакомство вас с выставкой «Плат узорный».
 
Головной убор появился в глубокой древности и своей простотой сразу завоевал особое место в жизни не только женщин. Платок согревал в холод и защищал в зной, спасал в пустынных и степных краях от пыли и песка. Например, на Кубани во время полевых работ повязывали платок таким образом, чтобы защитить себя от пыли. Этот способ ношения платка получил название «зануздалка». 
Со временем платок стал не просто средством защиты от непогоды. Взглянув на головной убор, можно было определить статус его хозяйки, так как он наглядно демонстрировал достаток, сословие и семейное положение. Так, состоятельные особы носили платки из дорогой ткани и с изысканной вышивкой.
В русской традиции женщина всю сознательную жизнь не расставалась с платком: от первого, подаренного отцом в раннем детстве, до последнего часа своей жизни. В зависимости от возраста менялись способы повязывания и расцветка головного убора. 
Когда девушка выходила замуж, ее статус кардинально менялся и платок имел колоссальное значение в этом. Замужняя женщина полностью меняла свой облик, преображалась. Для нее платок должен был быть ярким и красивым. Это означало, что женщина полна сил, может иметь детей, она счастливая мать и жена. Покрытая голова у женщины была символом благородства и целомудрия, а также показателем, что находилась под защитой и опекой мужа, поэтому выходя на люди она всегда одевали платок. 
Существовал интересный способ ношения платка «в булавочку». Женщины высоко ценили свои платки, бережно обращались с ним, даже не позволяли себе скручивать или завязывать, поэтому скалывали булавкой. Такой способ не только показывал всю красоту узора платка, но и закрывал обнаженные места тела – шею, плечи, что говорило о женственности и смиренности. Платок сдерживает, в нем не хочется спорить, ругаться. Так носили женщины всех возрастов.
Удивительно, но платок играл большую роль в воспитании и образовании детей. Он всегда был под рукой и женщина, благодаря своей фантазии и умению, ловко превращала его в любого зверька, знакомя своего малыша с животным миром. Пела песни, рассказывала присказки и прибаутки. 
Платок мог легко превратиться даже в человечка с ручками и ножками. Мать могла показать ребенку, как нужно убаюкивать, качать или петь песни, тем самым развивая ребенка.
Платок широко использовался в нематериальной традиционной культуре. С ним проводили различные свадебные ритуалы, веселые игры, на нем гадали, присушивали суженых, ставили заслоны от недобрых глаз, без платка женщина не допускалась в церковь, на похоронах женщина непременно должна была быть с покрытой головой.
 
#ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #югра #департаменткультурыюгры #музеиюгры #россия #культураюгры #культура #музейусадьбасельскоготорговца #выставка #платузорный
 
Фотографии платков, представленные на выставке «Плат узорный»:
Фото 1, 2 Экспозиция выставки
Фото 3. Способ ношения «зануздалка»
Фото 4. Способ ношения замужней женщиной
Фото 5. Способ ношения «в булавочку»
Фото 6. Зайчик, скрученный из платка
Фото 7 Человечек, скрученный из платка
23 декабря 2020

Работать нельзя отдыхать! История о выходном дне 1 января

Для нас выходной 1-го января воспринимается как само собой разумеющееся. Однако так было не всегда. Сегодня мы предлагаем вспомнить, как появилась традиция отдыхать в первый день нового года.
Впервые в России отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января постановил Пётр I в 1700 году. Он приказал в течение семи дней устраивать фейерверки, жечь костры и давать салюты в честь праздника. Однако после смерти императора гуляния прекратились. 
В 1897 году в России был принят закон, который устанавливал обязательные дни отдыха для заводских и фабричных рабочих. Среди них значилось и 1 января.
Сохранился выходной день 1-го января после Октябрьской революции 1917 года, но был отменен в 1929 году. Сделано это было в связи с отменой празднования Рождества, которое после введения Григорианского календаря пришлось на 7 января. 
 
Более 70 лет назад, 23 декабря 1947 года Верховный совет СССР вернул 1-му января статус праздничного и нерабочего дня, но с небольшой поправкой. Если этот день приходился на субботу или воскресение, то выходной день не переносился. А спустя почти 60 лет, в 2004 году, правительство России продлило новогодние каникулы фактически до 7 января. 
 
А как вы проводите новогодние каникулы? Поделитесь в комментариях! 
 
Фото: 
1. Открытка «С Новым годом!», 1961 г. ХМ-13235/98
2. Открытка «С Новым годом!» (Художник А. Исаков), 1988 г. ХМ-13701/50
3. Новогодний бал-маскарад в Ханты-мансийской музыкальной школе. 27 декабря 1959 г. Фото Н.С. Мотошина. ХМ-743/7
4. Дети с Дедом Морозом, 1959 г. Фото Н.С. Мотошина. ХМ-743/11
 
#ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #югра #хантымансийск #департаменткультурыюгры #музеиюгры #югра #россия #культураюгры #культура #ИсторияРФ #история #историяпраздника #выходнойдень #Первоеянваря #holiday
22 декабря 2020

Верхолаз и домовёнок

Герой нашего рассказа – Поползень Sitta europaea. Своё название эта таёжная птица получила за умение ползать: её стихия – стволы деревьев, по вертикальной поверхности которых она может передвигаться в любом положении: боком, вверх или вниз головой, причём не опираясь на ствол хвостом, как дятлы. Цепкость когтей поползня позволяет ему держаться даже на бетонных столбах.

Маршрут движения поползня обычно типичен: птица взлетает к макушке дерева и спускается по спирали почти до комля ствола, по ходу занимаясь поисками пищи.
Поползень удивительно доверчив и быстро приучается садиться на руки. Не боится он и залетать в помещения, в чем мы убеждались, наблюдая, как птица залетала в избушку через раскрытые окна, прельстившись высыпанными там на просушку кедровыми шишками. Тут впору рассказать о ещё одной особенности этого вида птиц – удивительной запасливости. Они делают запасы всегда! Уделяют этому время даже в напряженный период выкармливания птенцов. Зимой активно таскают из кормушек приглянувшуюся пищу (см. видео) и прячут её в разнообразных укромных местах: на стволах деревьев, в трещинах и складках коры. Каждое семечко или орех поползень прячет отдельно, создавая огромное количество закладок. Отыскать по памяти все спрятанное, конечно, невозможно и поползень просто осматривает укромные места, обнаруживая свои запасы как бы заново. Подобная стратегия характерна и для некоторых других лесных птиц, к примеру. буроголовых гаичек, московок. В зимнюю пору эти птицы объединяются в стаи и совместно разыскивают индивидуально сделанные запасы.
Напоследок – ёще одна интересная особенность нашего героя. Свои гнезда поползни делают в старых дуплах дятлов или в полостях, образовавшихся в стволе дерева по другим причинам. Но и тут поползни проявляют творческий подход: так как лётное отверстие у дупла часто бывает слишком большим, они обмазывают его глиной или просто грязью, так что хищники или крупные конкуренты за жилое помещение не могут навредить умелой птице. 
 
Андрей Бородин, старший научный сотрудник отдела природы
 
#ugramuseum #музейприродыичеловека #природаюгры #птицы #поползень # Sittaeuropaea
22 декабря 2020

Знак пожарного

Друзья, в рубрике «История одного экспоната» мы продолжаем знакомить вас с интересными  предметами из наших фондов. Сегодня заметка посвящена знаку пожарного.
В фондах музея хранится частица истории этой героической профессии «Знак отличительный Императорского Российского Пожарного общества». Он был утверждён 8 июня 1901 года и использовался до 1917 года. Всего было три разновидности: в золотом, серебряном и бронзовом исполнении. Представленный экземпляр изготовлен из бронзы. 
На знаке изображён венок из дубовых и лавровых ветвей с Императорской короной наверху и сложенной лентой внизу. В середине ленты буквы «В» и «А» (Великий князь Владимир Александрович, почётный председатель Императорского Российского Пожарного общества) наложены одна на другую. Слева на ленте буквы «И.Р.» и справа «П.О.» (Императорское Российское Пожарное общество). В середине два скрещенных пожарных топора с наложенной пожарной каской.
Право ношения знака в бронзовом исполнении было предоставлено отдельным лицам, состоявшим действительными членами общества, а также всему личному составу пожарных команд и дружин.
 
В преддверии новогодних каникул не лишним будет напомнить о соблюдении техники безопасности при использовании электроприборов и пиротехнических средств. Будьте бдительны, берегите себя! 
 
Игорь Белов, 
старший научный сотрудник 
отдела истории и этнографии.
 
Фото:
1. «Знак отличительный Императорского Российского Пожарного общества», начало XX в. ХМ-8672
2. Здание пожарного депо в г. Ханты-Мансийске, 1956 г. Фото П.Ф. Чилина. ХМ-72/27
 
Ещё больше экспонатов и их историй:
 
#ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #департаменткультурыюгры #музеиюгры #культураюгры #культура #культура86 #историяодногоэкспоната #знакпожарного
21 декабря 2020

Оксана Орачева: «Центры объединяют людей, а не офисы»

Команда Музея Природы и Человека приняла участие в двухдневном семинаре Благотворительного фонда Владимира Потанина. Во время семинара представители Центров знаний и Центров инноваций обсудили промежуточные итоги деятельности, актуальности и результатов поддержки центров фондом, в том числе с учетом влияния ситуации коронавирусной пандемии. Музей Природы и Человека представили Лариса Поршунова, Руслан Богордаев и Наталья Анадеева.
Участников традиционного семинара поприветствовала генеральный директор фонда В. Потанина Оксана Орачева. Она отметила, что несмотря на то, что участники семинара находятся далеко друг от друга, они представляют собой единое пространство, где главная ценность – это люди, ведь центры объединяют именно их, а не офисы.
В рамках онлайн-мероприятия состоялись выступления приглашенных спикеров. Так, заместитель директора АНО «Левада-центр» Денис Волков прочитал лекцию об изменениях повседневных практик и отношения к ценностям в российском обществе в результате кризиса с коронавирусом. Представитель Международного центра IAC Berlin Армин Пиалек провел учебный модуль, посвященный выстраиванию новых партнерств и формированию сообществ.
Традиционно участники семинара в формате мозгового штурма прошли марафон-сессию с элементами проектной лаборатории: от карты изменений к карте будущего.
Напомним, что в 2018 году сотрудники музея выиграли грант на создание инновационного центра, который был создан в Югре в числе десяти других, появившихся в различных регионах России. В результате на базе Музея Природы и Человека в рамках программы Благотворительного фонда Владимира Потанина «Эффективная филантропия» был создан Центр социальных инноваций в сфере культуры Югры «Умный музей».
Центр курирует несколько направлений, в том числе «Школу лидеров культуры Югры» и волонтерское движение в сфере культуры.
20 декабря 2020

#КампусЮгры

В декабре сотрудники Музея Природы и Человека в режиме онлайн приняли участие в двух круглых столах, посвященных волонтерам культуры. Один из них состоялся в рамках IX Югорской полевой музейной биеннале, а другой – V Международного гуманитарного форума «Гражданские инициативы регионов 60-й параллели».
Участниками диалоговых площадок стали представители различных волонтерских сообществ, а также учреждений Ханты-Мансийского автономного округа и других регионов России, которые работают с добровольцами. Музей Природы и Человека поделился своим опытом по сотрудничеству с волонтерами.
Заместитель руководителя Центра социальных инноваций в сфере культуры Югры Руслан Богордаев представил результаты проекта «Кампус культурных волонтеров Югры», который реализуется в музее при участии ХМРОО «Центр поддержки и развития музеев Югры» и является победителем первого грантового конкурса 2020 года Губернатора Югры. В частности, о поездке эко-, и медиаволонтеров на ООПТ «Луговские мамонты», об участии волонтеров в научно-просветительской экспедиции на вершину Приполярного Урала.
Несколько мероприятий – поездка на хантыйское стойбище, участие медиаволонтеров в освещении реставрационных работ амбара структурного подразделении музея – Музея-усадьбы сельского торговца» (с.Селиярово) перенесены на следующий год в связи с пандемией.
И.о. заместителя директора Музея Природы и Человека Лариса Поршунова отметила, что участие в таких мероприятиях, как круглые столы, где присутствуют волонтеры и представители учреждений культуры, помогают выстроить диалог заинтересованных сторон. Сегодня перед музеем стоит задача перейти от событийной деятельности к системной работе с добровольчеством, выстроить институализацию этого сотрудничества для того чтобы в полной мере раскрыть потенциал волонтера в жизни музея и в тоже время стать полезным для него.
- Волонтер нужен музею, музей нужен волонтеру – это взаимовыгодное сотрудничество, которое рождает уникальные проекты! Доказательством этому можно назвать проект «Money на реке Манье: специфика финансового поведения коренного населения Югры», завоевавший III место в Первом межрегиональном конкурсе музейных проектов в области финансовой грамотности, а также творческие работы художников, фотографов, которые уже не один год отправляются в экспедиции музея, – прокомментировал свое участие в онлайн-встречах, посвященных волонтерам культуры председатель ХМРОО «Центр поддержки и развития музеев Югры» Руслан Богордаев.
Подробную информацию об этих онлайн-встречах вы можете найти по ссылкам: http://biennale.ugramuseum.ru/ и https://60parallel.online/.
Мы благодарим организаторов площадки «Волонтеры культуры|Югра» V Международного гуманитарного форума «Гражданские инициативы регионов 60-й параллели», которые пригласили нас поделиться своим опытом, а также координатора регионального отделения движения «Волонтеры культуры» Анну Васильченко (г. Сургут), руководителя направления музейно-проектной деятельности Ассоциации менеджеров культуры Юлию Мацкевич (Санкт-Петербург), наших медиволонтеров из Игримского Клуба «Зелёный Попугай», probonoволонтеров – Дарью Моисееву (Волгоград) и Валентину Коневу (Тюмень).
Искренне признательны партнерам, которые уже не первый год оказывают поддержку нашим проектам:  АО «ГСК «Югория», ООО «Валео Групп», Региональное отделение Русского географического общества в ХМАО – Югре, АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги», БУ ХМАО - Югры «ОДООПТ», пекарню «Белкины пекарни», РОО «Развитие Югорско-Армянских общественных и культурных связей «Возрождение».
Увидеть анонсы предстоящих мероприятий, подать заявку на участие вы можете на сайте Dobro.ru. Для этого необходимо в разделе «Организаторы» найти Музей Природы и Человека и выбрать доступную вакансию. Присоединяйтесь к нашему волонтерскому движению!
 
Фото: Олег Романов
20 декабря 2020

Заячья капуста… Волчьи ягоды. Соломенные байки

Заяц и волк – популярные сказочные персонажи. Их имена давно стали нарицательными, так в новогодней песенке про них и поётся: «трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал, порою волк, сердитый волк трусцою пробегал». Конечно же, в этом сказочном лесу и еда у них условно сказочная:  у зайца – заячья капуста, у волка – волчьи ягоды! 
Заячьей капустой чаще всего называют кислицу обыкновенную Oxalis acetosella, растущую в лесах, но иногда и очиток Sedum. А славу «волчьих ягод» имеют многие растения: и с красными, и с чёрными, и с белыми ягодами, ядовитыми или несъедобными. Это и жимолость обыкновенная Lonicera hylosteum, и бузина красная Sambucus racemose,  и воронец Actaea, и волчеягодник или волчье лыко Daphne mezerium.
Два таких разных растения – маленькую кислицу, у которой даже нет стебля, и кустарник волчеягодник, который вырастает до одного метра и выше, можно наблюдать и в лесах Югры. Кислица, благодаря ползучему корневищу, занимает большие площади в лесах, часто выступает доминантом, вместе с темнохвойными лесами уходит далеко на север. В любом походе в лес есть возможность попробовать её кислые листочки. Волчеягодник везде редок, растёт единично, занесён во многие региональные Красные книги, в том числе и в Югре. Увидеть в лесу и полюбоваться им – большая удача. Северная граница его распространения в Западной Сибири когда-то проходила через с. Самарово (1935), а теперь этот кустарник отмечен севернее – в пос. Октябрьское.
Оба растения запоминаются сразу – у кислицы тройчатые листочки, похожие на листья клевера и крупные одиночные белые колокольчатые цветы. Волчеягодник заметен самой ранней весной, в конце апреля в Ханты-Мансийске на обнажившихся от снега серых склонах холмов можно найти его голые стволики с сидящими на них яркими розово-сиреневыми цветами, а в конце лета – с красными ягодами. Один гербарный лист волчеягодника хранится в музейном фонде (ХМ НВ 4758/21).
 
Надежда Корикова, старший научный сотрудник отдела природы
 
#музейприродыичеловека #соломенныебайки #природа #природаЮгры #заячьякапуста #волчьиягоды
19 декабря 2020

Автографы, печати и экслибрисы: из музейного книжного собрания

Современный мир, чем дальше, тем больше становится цифровым. Применительно к книгоизданию можно сказать, что цифровой формат книг во многом очень удобен, да и деревья остаются целы. Теперь, даже зайдя в квартиру, не отягощённую стеллажами с книгами, теоретически можно встретить начитанного хозяина.

Но дело в том, что бумажный вариант книги содержит не только авторский текст и иллюстрации, но может нести огромный пласт информации, который теряется, а точнее, не приобретается, в её электронном формате: авторские и дарственные надписи, пометки владельцев (передающие своеобразие человека через почерк и высказанные мысли), печати библиотек и экслибрисы. А ведь подобная информация, для историка и музейного работника бывает намного важнее, чем содержание книги! 
В фондах Музея Природы и Человека много интересных книг, и в этот раз мы расскажем вам о нескольких из них, связанных с известными геологами и палеонтологами.  
Самое старое издание – «Учебник минералогии» адъюнкта Горного института Г.Г. Лебедева, 1890 года издания. Сам по себе учебник представляет некоторую ценность как раритетное издание, но главное достоинство этой книги – это дарственная надпись одному из основоположников современной кристаллографии: «Многоуважаемому Евграфу Степановичу Федорову. От Г. Лебедева». 
Е.С. Федоров был незаурядным человеком с фантастическими способностями в математике и геометрии, что позволило ему первому в мире описать симметрии всего разнообразия кристаллических структур. Имеет он непосредственное отношение и к Югре, поскольку в 1885 – 1890 гг. по заданию Геологического комитета проводил полевые исследования на Северном Урале. В частности, он составил первую геологическую карту верховьев р. Северная Сосьва.
Другая публикация XIX в. (Nikitin S. Les environs de Moscou // Congrès géologique international. St. Pétersbourg, 1897. Guide des excursions) связана с именами сразу двух выдающихся геологов и палеонтологов России – Сергеем Николаевичем Никитиным и Алексеем Алексеевичем Борисяком. 
Когда в 1882 году в Санкт-Петербурге был создан Геологический комитет, для проведения систематических геологических исследований России, С.Н. Никитин стал одним из семи его первых штатных сотрудников, а конкурс на эти должности был очень высоким. Путеводитель по окрестностям Москвы был подготовлен С.Н. Никитиным для Международного геологического конгресса, проходившего в России в 1897 г. Судя по проставленному печатью экслибрису, книга находилась в библиотеке А.А. Борисяка – одного из основателей Русского палеонтологического общества и основателя Палеонтологического института РАН, который носит теперь его имя.   
Третью статью, представленную в виде отдельного оттиска, несложно найти в любой геологической библиотеке: Кузин И.Л., Чочиа Н.Г. «Самаровский и Юганский «ледниковые отторженцы» Западной Сибири», 1966 года издания. Но на музейном экземпляре присутствует дарственная надпись – «Дорогому Виталию Ивановичу Бодылевскому, от одного из авторов.  Н. Чочиа, 6/V 65». Статья известных геологов представляет оригинальную, не поддерживаемую большинством специалистов, точку зрения на геологическую историю образования двух территорий, в том числе и той, на которой расположен г. Ханты-Мансийск. А подарена статья замечательному палеонтологу, специалисту по ископаемым головоногим моллюскам, работавшему в Ленинградском Горном институте. 
В.И. Бодылевский заложил основы современного понимания геологической последовательности юрских и меловых отложений Западной Сибири. Он изучал палеонтологические коллекции из местонахождений восточного склона Северного и Приполярного Урала и упомянутого в статье Юганского отторженца, расположенного на р. Большой Юган.  
Покупайте, дарите и читайте книги! Оставляйте на полях свои мысли, но только не на библиотечных экземплярах.   
 
#ugramuseum #мпич #музейприродыичеловека #югра #департаменткультурыюгры #музеиюгры #культураюгры #культура #Культура86 #фонды #книги #автографы #печати #экслибрисы
 
Фото 1. Лебедев Г. Учебник минералогии, Часть описательная (Физиография минералов), выпуск 1-й, 1890 г., ХМ-16325
Фото 2. Евграф Степанович Фёдоров
Фото 3. Nikitin S. Les environs de Moscou // Congrès géologique international. St. Pétersbourg, 1897. Guide des excursions, ХМ-16312
Фото 4. Сергей Николаевич Никитин
Фото 5. Алексей Алексеевич Борисяк
Фото 6. Кузин И.Л., Чочиа Н.Г. Самаровский и Юганский «ледниковые отторженцы» Западной Сибири. В книге: Четвертичный период Сибири, 1966, ХМ-16315
Фото 7. Виталий Иванович Бодылевский
Яндекс.Метрика