а а а
А А А
Версия для слабовидящих
Образовательные программы по истории

«Великая Отечественная война»

Образовательная программа «Великая Отечественная война» разработанная отделом истории состоит из семи подпрограмм: «Накануне войны» (вводное занятие), «Причины поражения Красной армии в начале войны», «Оккупация и коллаборационисты», «Коренной перелом в войне (блокада Ленинграда, Сталинградская и Курская битвы)», «10 сталинских ударов и открытие 2-го фронта». «Освобождение Европы. Победа!», «Всё для фронта! Всё для Победы!» и «Дедушкины медали».

Цель программы: развить интерес детей к изучению истории России. Патриотическое воспитание. Подготовка учеников старших классов к сдаче выпускного экзамена по истории.

Целевая аудитория: дошкольники, учащееся младших и старших классов.

Методические приемы: во время занятий используются различные методы демонстрации материала: презентации, видео и фотохроники, письма с фронта, военные предметы. Каждое занятие программы рассчитано на 40-50 мин.

 

Каждая программа из цикла подробно (в зависимости от возраста слушателя) рассказывает:

1. «Коренной перелом в войне (блокада Ленинграда, Сталинградская и Курская битвы)»

Занятие посвящено коренному перелому в войне. В рамках занятия рассказывается о героической блокаде Ленинграда, Сталинградской и Курской битвах.

 2. «Дедушкины медали».

«На груди дедушки красуется «десять замечательных медалей». В поэме С.Попова длинными осенними вечерами дедушка рассказывает внукам о том, когда и за что вручили ему эти награды. Музейное занятие для детей о том, как и зачем сражались в годы Великой Отечественной войны их прадедушки и прабабушки.

Все занятия могут проводиться как залах Музея Природы и Человека, так и на базе учреждений, имеющих необходимые технические средства для работы лектора.

3. «Накануне войны» (вводное занятие)

В общих чертах знакомит предвоенное устройство мира; причины и приход Гитлера к власти; план «Барбаросса», Мюнхенский сговор, пакт Молотова-Риббентропа.

4. «Причины поражение Красной армии в начале войны»

Занятие знакомит детей с первыми месяцами войны, обороной Брестской крепости. Разбираются причины поражения, тактические и стратегические просчеты советского командования.

 5. «10 сталинских ударов и открытие 2-го фронта»

Занятие освещает 10 наступательных операций Красной армии, которые закончились полным освобождением Советского Союза от германских войск. Отдельно на занятии рассказывается о высадки союзных войск в Нормандии и ленд-лизе.

6. «Освобождение Европы. Победа! Послевоенный мир»

Занятие посвящено последним военным операциям Красной армии по освобождению Европы и взятию Берлина. Раскрываются причины почему в Европе и России в разные дни отмечают День Победы.

7. «Всё для фронта! Всё для Победы!»

Тематическое занятие посвящено самоотверженному труду советского народа в годы Великой Отечественной войны. Об эвакуации производственных предприятий, военной промышленности, сельском хозяйстве и научных достижениях учащиеся познакомятся на этом занятии.

Все занятия могут проводиться как залах Музея Природы и Человека, так и на базе учреждений, имеющих необходимые технические средства для работы лектора.

 

«Ермак и Сибирское взятие»

 

Ко славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой.

К.Ф. Рылеев. Смерть Ермака. 1948 г.

Личность Ермака тесно связана с «эпохой Великих географических открытий», которая направляла русских путешественников с XVI века на север и северо-восток, через Уральские горы к неизведанным территориям и славе. Стремительное движение в глубь Сибири и к Тихому океану – героический подвиг русских землепроходцев. Немногим более полустолетия потребовалось им для того, чтобы пересечь пространство от Оби до Берингова пролива.

Одним из первых путешественников, который отправился на покорение зауральских земель стал предводитель московского войска, казачий атаман Ермак Тимофеевич. Он остался в народной памяти благодаря многочисленным сказаниям, летописаниям, в которых сочетаются правда и вымысел.

Цикл занятий состоит из двух тем: «Ермак: мифы и реальность» и «Поход Ермака в Сибирь».

Одно занятие рассчитано на 40-50 минут. Темы возможно прослушать циклом или по отдельности. Занятия рассчитаны на возрастной диапазон от 9 лет, адаптируются к любому возрасту слушателей. Для учеников 13-15 лет занятию могут быть проведены в качестве дополняющих основную школьную программу.

1. «Ермак: мифы и реальность»

Занятие посвящено личности Ермака Тимофеевича. Каково было его происхождение? Где он проходил свою службу? Что сподвигло его к походу «за камень»? И конечно, различные версии гибели Ермака. Занятие проходит в презентационном зале с использованием мультимедиа-презентации.

2. «Поход Ермака в Сибирь»

Занятие полностью посвящено походу Ермака в Сибирь. Изучается политическая ситуация в России, Сибирском ханстве, а также этапы похода и сражений, описанные в летописях и местных преданиях. Занятие проходит в зале «Сибирская летопись», с использованием экспозиционного материала и карты Семёна Ремезова.

 

 «Науки – помощницы истории»

Историческая наука – это целый комплекс гуманитарных наук, изучающих историю человечества. Её объект изучения – это прошлое человечества во всём его многообразии, но он недоступен для непосредственного восприятия исследователем. Поэтому на помощь историкам-исследователям на помощь приходят специальные науки – помощницы истории. Все они имеют свой собственный объект исследования и свой метод исследования. Их достаточно много, но в основном, выделяют от 10 до 15.

Программа «Науки – помощницы истории» предназначена для учащихся средних учебных заведений 5-7 класса.

Одно занятие рассчитано на 40-50 минут. Каждая тема может быть разделена на два занятия. Тогда первое занятие проводится с использованием мультимедиа презентация, а второе посвящено практическим навыкам. В случае, если каждой теме посвящено одно занятие, оно делится на два этапа:

10 мин. – презентация темы (показ слайдов);

30-40 мин. – практика (в зависимости от темы занятия – рисование, раскрашивание шаблонов, вырезание, загадки, чтение текстов).

Темы можно прослушать циклом или по отдельности.

Все темы в возрастном диапазоне от 6 и старше лет, адаптируются к любому возрасту слушателей.

 

Программа состоит из 13 (26) занятий, которые включают в себя следующие темы:

1. Введение.

Понятие о вспомогательных исторических дисциплинах. Вводное занятие, которое отвечает на вопросы о том, какие науки являются помощницами истории и как они помогают исследователям-историкам.

2. Хронология

Наука о течении и измерении времени. На этом занятии изучаются: история календаря, системы летоисчисления, существующие сегодня. Практическая часть состоит в составлении персональной хронологии или расчёте календарных событий Повести временных лет, в зависимости от возраста учащихся.

3. Генеалогия

Наука, занимающаяся изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц. Практическая часть заключается в составлении генеалогического древа учащихся.

4. Геральдика

Наука, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Практическая часть – составление собственного герба и его защита.

5. Вексиллография

Наука, занимающаяся изучением флагов, штандартов, а также правилами их разработки. Практическая часть состоит в разработке собственного флага. Игра: «угадай значение флага друзей».

6. Палеография

Изучает внешние признаки рукописных и печатных источников. Практическая часть заключается в изучении азбуки древнерусского языка, а для старших детей, чтение палеографических текстов.

7. Нумизматика

Наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения. Практическая часть заключается в изучении коллекционных монет из фондов Музея Природы и Человека.

8. Сфрагистика

Наука, изучающая печати. Практическое занятие заключается в изготовление печати собственными руками.

9. Топонимика

Наука, изучающая географические названия, их происхождение. Практическое занятие состоит в изучении местных топонимических названий.

10. Лингвистика

Наука о языках. Практическое занятие – изучение отдельных слов и выражений славянской группы языков. Другой вариант – чтение текстов с устаревшими словами и выражениями.

11. Фольклористика

Изучает народное творчество. Практическое задание состоит в исследовании социального этикета прошлого. Для младших детей – ролевая игра на основе сказки П.П. Ершова «Конёк-горбунок». Для старших детей – ролевая игра по мотивам сборника правовых норм «Русская Правда».

12. Метрология

Изучает развитие системы мер. Практическое занятие заключается в измерении привычных предметов при помощи древних систем измерений. 

 

«Югра в XX – начале XXI века»

Данный курс дает представление об истории Ханты-Мансийского автономного округа Югры в XX – XXI веках. Изучение новейшей истории Югры видится тем более важным, что напрямую связано с современными политическими преобразованиями, экономическим развитием края, социально-культурными изменениями в жизни округа. В школьном курсе недостаточно подробно изучается соотношение истории России и истории родного края. В рамках элективного курса также можно уделить больше внимания роли личности в процессе преобразований, осветить деятельность выдающихся общественно-политических деятелей, деятелей науки, искусства и культуры, чья судьба связана с краем.

Программа «Югра в XX – начале XXI века» предназначена для учащихся средних учебных заведений 9-11 класса. Одно занятие рассчитано на 40-50 минут. Каждая тема может быть разделена на два занятия. В ходе занятия учащиеся знакомятся с мультимедиа-презентацией, документальными фильмами из фондов Музея Природы и Человека, фондовыми предметами.

 

Программа состоит из занятий, которые включают в себя следующие темы:

1. Ссылка и спецпереселение в истории округа.

Образование и развитие округа в 1930-1950-х годах неразрывно связано со ссылкой и спецпереселениями в Сибири. Формирование региона происходило благодаря депортированным крестьянам, политическим ссыльным, репрессированным этническим группам.

2. Великая Отечественная война в судьбе края.

В Ханты-Мансийском национальном округе было мобилизовано в годы войны 17890 человек, в том числе 176 женщин, 412 представителей коренной национальности. Об их самоотверженности во имя мира, а также о тяжелом труде на территории округа рассказывается в ходе занятия.

3. Эпоха нефти и газа в Ханты-Мансийском автономном округе.

О сложном периоде геологического поиска и быстром расцвете нефте и газодобычи, также формировании единого энергетического комплекса на территории Югры узнают учащиеся в ходе занятия.

4. Современный портрет Югры.

Ханты-Мансийский автономный округ начиная с 1960-х годов, округ стал местом, которое объединило многих советских граждан, добровольно приехавших в округ с целью строительства и развития нефте- и газо-промышленного комплекса.

5. Общественная, политическая и культурная жизнь Обь-Иртышского Севера в начале XX века.

В ходе занятия, учащиеся познакомятся с устройством округа, его социальной и культурной жизнью и политическими взглядами в дореволюционный период. Юные исследователи узнают о сведениях, оставленных учёными XIX – XX вв. в области этнографии, истории и краеведения.

6. Революции и мятежи. Административные преобразования на территории Тобольского Севера в 1917-1930 гг.

Учащиеся познакомятся с новым административным делением и преобразованиями, принесёнными на территорию советской властью, поиске подходящих систем образования, медицины, культурно-просветительской работы.

7. Изменения в социально-культурной политике на территории современного Ханты-Мансийского автономного округа.

Учащиеся познакомятся с обновлённой системой образовательных учреждений округа начала XX века, узнают о создании первых азбук и книг на языках ханты и манси, разработке национальной письменности, жизни и творчестве национальной интеллигенции первой половины XX века.

8. Экономическое развитие округа в середине 1960-1980-х гг.: победы и противоречия.

Уникальная экономическая трансформация округа послужила толчком для серьезных демографических изменений и урбанизации округа. Однако доля этнического населения Югры стала пропорционально уменьшаться вследствие разрушения естественной среды и культурных преобразований в округе. О противоречиях в развитии и методах их решений учащимся будет рассказано в ходе занятия.

9. Государственные и региональные изменения 1990-х годов.

Начало 1990-х годов стало для Ханты-Мансийска временем крутых перемен, изменений к лучшему. В 1993 году Ханты-Мансийский округ стал субъектом Российской Федерации, получил право самостоятельно формировать свой бюджет. Об этом и последующем развитии округа учащиеся узнают в ходе тематического занятия.

Яндекс.Метрика