а а а
А А А
Версия для слабовидящих
Образы старого города


Музей Природы и Человека представляет Вашему вниманию коллекцию пейзажей с изображением Ханты-Мансийска 1930 - 1990-х гг. Данное собрание формируется в музее с 1991 года. Картины югорских художников помимо культурно-эстетической ценности имеют краеведческое значение, поскольку на них запечатлен исторический облик города. 

Наиболее ранними живописными изображениями окружного центра являются этюды кисти Ариадны Васильевны Скалозубовой (1870-1955). В работе «Дорога в Самарово» (1939) представлена панорама исторической части города. Этюд «Улица в Ханты-Мансийске» (середина XX в.) изображает грунтовую дорогу среди бревенчатых домов, вдали заметна каланча - наиболее узнаваемый образ старого города.

Художник Владимир Витальевич Гаврилов (1933-2008) сохранил в своем творчестве облик навсегда ушедших общественных зданий Ханты-Мансийска. В картине «Бойкое место» (1955) изображён кинотеатр и Дом культуры. В работе «Ханты-Мансийск» (1958) запечатлено здание Главпочтамта, на полотне «Дорога в город из Самарово» (1959) - Дом культуры Рыбников. Фасады домов имеют характерное для советского времени оформление: красные флаги, портреты В.И. Ленина, агитационные плакаты и транспаранты: «Миру мир» и «Слава КПСС!».

Живописец Михаил Ефимович Бронников (1928-1992) в своих камерных, лиричных работах передал особую атмосферу северного города. Работы «Серебристое утро» (1964), «Завечерело» (1980) вызывают ассоциации приятного мороза, хруста снега под ногами, запаха дыма от печного отопления. Картон «Банное утро» (1961) показывает электростанцию - первое кирпичное здание в городе, построенное в 1937 году на пересечении улиц Комсомольской и Дзержинского. Данный образец промышленного зодчества советской эпохи сохранился до наших дней и является региональным памятником культуры.

В контексте изучения истории столицы Югры особенно интересно творчество самодеятельного хантыйского художника Митрофана Алексеевича Тебетева (1924-2011). Живописец в своих работах скрупулёзно воспроизводит действительность времени и места. Полотно «Ханты-Мансийск. Центр» (1969) переносит зрителя в столицу округа 60 годов XX века: слева изображено Кооперативное училище и здание Администрации, через дорогу - Главпочтамт, а на остановке стоит автобус «ПАЗ». В масштабном графическом листе «Ханты-Мансийск. Северная часть. Осень» (1979) автор стремится топографически верно изобразить вид северной части города с холма. На полотне «Площадь Свободы» (1980-1991) нефтеюганского художника Рифа Махмутовича Михайлова (род. в 1942) запечатлен погожий летний день в Самарово. Комиссарская гора на картине подчеркнуто монументальна, а в конце площади знакомый каждому старожилу памятник «Борцам за установление Советской власти на Обском Севере».

Исторический облик Ханты-Мансийска, запечатленный в работах югорских художников, остался в прошлом. За последние 15-20 лет Ханты-Мансийск полностью изменился, сейчас это динамичный город с комфортными дорогами и яркой, современной архитектурой. Данный виртуальный каталог предоставляет уникальную возможность, открыть для себя столицу Югры середины XX века и с ностальгией вспомнить о былом.


Яндекс.Метрика